Василий Баженов спорил с Екатериной, был связан с масонами, много работал, но почти не оставил после себя построек. Таинственная личность…
В надежде разобраться, что же это был за архитектор и каково его наследие, мы побывали на обеих площадках выставки "Готика Просвещения". Экспонаты объединены в 7 разделов: "Пропилеи", "Резиденция" и "Храм" — в Музее архитектуры, а "Русское готическое", "Императрица", "Архитектор" и "Турнир" — в Фонде IN ARTIBUS. Проект как будто про великого зодчего, а на самом деле — про целую эпоху. В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея-заповедника "Царицыно", Музея-заповедника "Дмитровский кремль", Российской государственной библиотеки и из частных коллекций.

1. Сначала расскажу о выставочном проекте в Музее архитектуры, он занимает шесть залов главной анфилады и два зала постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века. Среди предметов на выставке — только шедевры из разобранных фондов, включая трехметровую панораму Царицына руки Баженова, серию портретов Екатерины и "тайную комнату" масонов. Давно не была в этом музее, а поэтому обращала внимание на некоторые изменения в лучшую сторону, и конечно — на великолепные интерьеры усадьбы.

2. История дворянской усадьбы Талызина на Воздвиженке прослеживается в документах с 1620 года, когда этот участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. Далее хозяева довольно быстро менялись. В 1659 году казна приобрела участок для размещения здесь аптекарского огорода. В начале XVIII века владение перешло к В. Долгорукому. Следующим владельцем был грузинский князь Вахтанг. Александр Талызин приобрел усадьбу у наследников Вахтанга. И в 1787 году на улице Воздвиженка было возведено трехэтажное здание с двумя флигелями. Кто является автором проекта, до сих пор неизвестно, некоторые приписывают авторство Матвею Казакову, другие — ученикам его школы. В 1805 году Талызин продал усадьбу купцам Устиновым, при которых дом опять перестраивали.

Фото советского периода

3. В 1845 году владение было продано Министерству финансов для размещения в этих стенах казенной палаты и уездного казначейства. В 1920 году здесь разместился Секретариат ЦК РКП(б). В 30-е годы в роскошной некогда усадьбе уже было общежитие — коммунальное жилье. В этот период интерьеры анфилады серьёзно пострадали. После 1945 года здание передали Музею архитектуры. С тех пор и ведётся вялотекущая реставрация, она не закончилась до сих пор.

Фото 2014 года

4. Вид на основное здание архитектурного музея из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Одинаковы размеры и оформление оконных проёмов, имитации квадратных колонн на фасадах с обеих сторон усадебного здания.

Усадьба Талызина. Вид с внутреннего двора

5. Единственным заметным отличием являются верхние чердачные окна под коньком, тогда как с лицевой стороны фронтон украшен лепными орнаментами.

6. В главном вестибюле усадьбы возлежат мраморные парные сфинксы первой половины XIX века. Они родом из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре, который был разрушен в 1941 году. Рядом со сфинксами стоят парные парадные канделябры XIX века.

7. Фрагменты канделябра выполнены в виде драконов. А плиты в вестибюле — раритеты.

8. Есть и другие интересные артефакты, вывезенные из старинных усадеб. В холле нас встретили старые знакомые — вечно молодые и красивые юноши "Антиной в образе Осириса", мраморные скульптуры XIX века. Они были найдены в Екатерининском пруду, а в Музей архитектуры поступили из театра Российской армии в 1955 году.

9. Конструкция храмового купола в холле при выходе во внутренний двор.

10. Парадная лестница ведёт на второй этаж, где располагается парадная анфилада. Стены лестницы оформлены искусственным мрамором, а раньше поражали красотой росписи стен. Статую Екатерины II работы Ивана Петровича Мартоса отливал Василий Ефимов в 1811 году в Санкт-Петербурге. Здесь же выставлен стенд с архитектурным толкованием термина анфилада.

11. Сейчас лестницу украшают гипсовые копии барельефов Парфенона, подаренные музею в 2002 году.

12. Продольное расположение залов архитектурного музея иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления. Этот парадный зал — самый торжественный и нарядный.

13. Его украшает ампирный рельеф над дверью.

14.

15.

16. Потолки некоторых залов расписаны красочными орнаментами.

17. Наиболее хорошо сохранившийся фрагмент росписи.

18. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями.

19. В постоянной экспозиции музея — знаменитая модель Большого Кремлевского дворца, созданная Василием Баженовым по заказу императрицы Екатерины II. Модель является уникальным памятником эпохи классицизма и одной из самых масштабных архитектурных моделей в мире. Ее создание было связано с амбициозными планами императрицы построить на месте кремлёвских стен величайший дворец, свидетельствующий о силе и могуществе российской короны.

Модель Большого Кремлевского дворца. Фрагмент парадного фасада с частью Тронного зала

20. Два зала отведены под наиболее значимые фрагменты модели Кремлёвского дворца. В первом зале хорошо сохранилась прекрасная роспись потолка.

21.

22. Это самый ранний в России проект классических дворцовых интерьеров такого масштаба и один из немногих дошедших до нас интерьеров Баженова.

Проектная модель Большого Кремлёвского дворца (1769-1773)

23. Дворец был задуман превосходящим все известные дворцовые комплексы, в том числе папский собор Святого Петра в Риме и бывший византийский храм Святой Софии, затем мечеть, в Стамбуле.

24. И императрица, и архитектор были едины в стремлении упрочить славу Москвы как Третьего Рима, создав грандиозный символ могущества государства.

25. Для выполнения макета использовалась липовая древесина, наиболее податливая для обработки резанием. Лепные детали выполнялись из гипса, самые миниатюрные украшения отливались из сплава свинца и олова. Модель создавали лучшие мастера резьбы по дереву, скульпторы и литейщики того времени, как русские, так и европейские.

26. Проект был одобрен императрицей, принявшей решение о начале строительства. Была снесена часть кремлевской стены и несколько сторожевых башен, проведены объемные земляные работы, сооружались фундаменты. Однако осадка и угроза разрушения ряда исторических зданий, а также возросшие военные расходы государства привели к прекращению строительства. Разрушенные конструкции Кремля были постепенно восстановлены, не без изъянов и ухудшений.

27. Еще один фрагмент парадного фасада Большого Кремлевского дворца.

28.

29. Очередное чудо света осталось в проекте и деревянной модели, сменившей несколько мест, где она выставлялась или хранилась разобранной.

30. Некоторые элементы интерьера усадьбы Талызина воссозданы, например неприметные печи с белым кафельным покрытием.

31. Узкий зал с тёмной облицовкой содержит серию мониторов для демонстрации предполагаемого облика огромного сооружения. Здесь же рассказывается и о масштабной модели, составляющей в собранном виде 17 метров в длину, при ширине 4 и высоте 2 метра. Таких макетов не делал еще никто и никогда, для его сооружения было построено отдельное здание. Желающие могли посетить модельный дом и лицезреть диковинное строение в процессе его создания. Сейчас только на мониторе можно видеть общий вид Большого Кремлевского дворца, каким его спроектировал Василий Баженов. Сохранив внутренние кремлевские строения, проект предполагал практически полную ликвидацию крепостных стен и сторожевых башен, неузнаваемым становился весь облик исторического центра Москвы.

Источник информации
Продолжение следует…

published on mirputeshestvij.ru according to the materialsgalik-123.livejournal.com