Замок Пьерфон во французском регионе Пикардия выглядит столь же сказочно, как и Нойшванштайн в Баварии. Он кажется точным воплощением настоящего средневекового замка из романов, такого, каким он и должен быть в нашем представлении – мощной крепостью с толстыми стенами, башнями и флагами на них.

Облик замка по достоинству оценили и кинематографисты – цитадель регулярно «снимается» в кино, начиная с 1924 года, а в числе не столь давних его «работ» – фильм «Человек в железной маске» и сериал «Мерлин» (где он сыграл роль Камелота). Промелькнул Пьерфон и в знаменитом романе Дюма о бравых мушкетерах – но лишь как живописные руины, а не как имение, где жил славный барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон, а иначе Портос – мимо лежащего в руинах замка как раз проезжал Д`Артаньян по направлению к крепости своего товарища, располагавшейся (по сюжету романа) немного в стороне.

Руины в романе появились не случайно. Все дело в том, что эта средневековая крепость XII века, перестроенная в XIV столетии в мощную цитадель, в 1617 году оказалась в эпицентре противостояния короля и недовольных им дворян. Когда цитадель была взята, кардинал Ришелье повелел разрушить ее в назидание, но из-за масштабов твердыни снести ее до конца не удалось.

Сильно потрепанный Пьерфон ветшал год за годом, столетие за столетием, пока в 1858 году Наполеон III не решил вернуть его к жизни. Реставрация, начавшаяся в тот год, продолжалась 26 лет под руководством архитектора Виоле-ле-Дюка, а после его смерти – его ученика.

В результате весьма вольного подхода к реставрации, которым славился Виоле-ле-Дюк, Пьерфон стал таким, каким архитектор хотел его видеть, а не таким, каким он изначально был. Что оказалось совсем не так уж плохо, поскольку обновленный замок, которым мы сегодня можем любоваться – истинное воплощение мечты о рыцарях и турнирах, цитадель, словно сошедшая со страниц романтических сочинений о принцессах и королях.