Сайменский канал

Когда-то в далеком 1988 году, перед первым в моей жизни сходом на иностранный берег в Хельсинки (Финляндия) наш особист инструктировал нас, курсантов ВВМУ им. М.В.Фрунзе: «Товарищи, помните, это заграница, где много иностранцев…»

С тех пор прошло более 25-ти лет, а мне представилась новая возможность ступить на «вражеский» берег с борта судна. Яхта «Русь» идет в Финляндию…

Выборг. Седьмой час утра. Экипаж на борту, яхта «Русь» в неярких лучах только что показавшегося над горизонтом солнца оставляет за кормой Выборгский замок. Впереди нас ждет 36 миль Сайменского канала. Наша цель – Лаппеенранта.

В неярких лучах сентябрьского солнца остается за кормой башня Выборгского замка. Идем под двигателем и будем молотить весь переход, т.к. мест, где можно поднять паруса на переходе совсем немного, а учитывая прогноз погоды, их не будет совсем.

Идея создания Сайменского канала родилась еще в средние века. Ведь, удивительно, но внутренние водные пути страны тысячи озер, как называют нынешнюю Финляндию, не связаны естественными путями ни с Финским заливом, ни с Ладогой, что представляло существенное препятствие для перемещения товаров и грузов. Поэтому попытки связать бассейн Саймы с морским побережьем предпринимались и в 16-м и в 17-м веках. Однако, окончательно проект был реализован только в 19-м веке, и 26 августа 1856 года состоялось открытие канала, которое было приурочено ко дню коронации императора Александра II. Открытие канала было омрачено страшным пожаром в Выборгском замке во время праздничных торжеств.

Основными инженерными трудностями при сооружении канала стали семидесятиметровый перепад высот между акваториями озера Сайма и Финским заливом, а также скалы, которые составляют основу местного ландшафта.

Первоначально было построено 15 шлюзов, причем некоторые из них были двух и трехкамерные. Каждая камера имела свой номер. Поэтому в описаниях и литературе упоминается целых 28 шлюзов дореволюционной постройки.
После реконструкции канала параллельно старым были построены новые однокамерные шлюзы, общим числом 8 шт., а старые были приспособлены для сброса воды.
В память об эпохе строительства, на стенке одного из шлюзов сегодня красуется надпись: «Николай I. и Александръ II. Торговлѣ и благосостоянію Финляндіи.»

А мы, тем временем, покидаем гостеприимные воды Выборгского залива и начинаем свой путь по каналу.

В бухте Защитная швартуемся к терминалу заправочной станции, последней на нашей территории, чтобы пополнить запасы топлива по российским ценам.

Пассажирская навигация по Сайменскому каналу уже закончилась, однако, для грузовых судов сезон еще в самом разгаре. Нас нагоняет сухогруз, а мы вынуждены искать место, чтобы сойти с узкого фарватера и пропустить его вперед.

Практически не оставляя за собой волны, судно неторопливо проходит вперед, а мы пристраиваемся ему в кильватер.

Движение по Сайменскому каналу – это не очень продолжительные переходы по фарватеру, монотонность и однообразие которых разбавляет аттракцион под названием «шлюзование». Перед первым на нашем пути шлюзом швартуемся, чтобы предъявить себя и свои документы российской таможне. Сама процедура осталась для меня не понятной. Наш капитан, взяв кучу бумаг и наши паспорта, отправился в небольшую зеленую будку, расположенную в паре десятков шагов от причала. Затем вернулся вместе с грозным представителем таможни. Слегка поугрожав нам запретом на фотографирование в этом месте, преисполненный чувством собственной значимости таможенник соизволил удалиться вместе с документами обратно в будку. Как сказал капитан, в будке представитель властей снял копии с документов и отпустил нас, напоследок снова пригрозив страшными карами за фото и видеосъемку. Так как, по-видимому, мы не оценили по достоинству всю весомость и значимость данного момента, таможенник не выдержал, оставил свою будку и напоследок прокричал нам, чтобы мы не торопились отдать швартовы, пока воду в шлюзе не спустят, тем самым оставив за собой последнее слово.

Тем временем, наш ведущий, сухогруз, у таможенного поста не останавливался и вошел в шлюз перед нами, заполнив шлюзовую камеру целиком. Ему даже швартоваться нет необходимости, т.к. зазора между корпусом и стенками камеры практически не остается.

Дождавшись, когда вода была спущена, а ворота шлюза для нас открыты, мы приступили к первому шлюзованию.

При проходе шлюзов на яхте необходимо швартоваться к специальному рыму, который установлен в стене шлюзовой камеры на поплавке, чтобы при подъеме воды он оставался на одном уровне с судном. Швартовка необходима для того, чтобы потоки воды, наполняющие шлюз, не навалили яхту на стенки.

Для удобства выполнения маневра была применена следующая технология. Вдоль обоих бортов яхты были заведены концы во всю дину корпуса. Их закрепили на носовой и кормовой утках таким образом, чтобы образовалась слабина около метра с каждого борта. В середине каждого заведенного троса был завязан узел, имеющий название «ездовая петля».

Таким образом, с каждого борта, в средней части, получился огон, закрепленный на носу и корме. При подходе к швартовому рыму внутри шлюза необходимо набросить на него эту петлю, и все, яхта надежна ошвартована. Для того, чтобы в процессе шлюзования избежать навала носом или кормой на стенку, назначались два добровольца с футштоками – длинными прочными палками, чтобы одерживать яхту. Ну и, конечно же, не забываем про кранцы. Вот такая нехитрая технология шлюзования.

Уже к 3-му шлюзу технология была отработана до автоматизма, и сложностей не вызывала.

Интересной была процедура прохождения российских пограничников. Дело в том, что российский пограничный пост организован прямо в шлюзе. Т.е. мы зашли, ошвартовались, поднялись в шлюзе вместе с водой. А тут нас уже встретили две очаровательные представительницы пограничной службы. Т.е. пока не пройдешь пограничный контроль, из шлюза не выйдешь.

Сама процедура прохождения границы выглядела следующим образом. Пограничница забрала бумаги на яхту и паспорта, прямо со стенки шлюза устроила перекличку всех, находящихся на борту яхты. Затем удалилась в свою будку, где занялась проверкой паспортов и простановкой штампов с корабликом. Потом бумаги и паспорта были возвращены, нам пожелали счастливого плавания.

Финский пост пограничного контроля находится на северном берегу озера Нуйямаярви. Здесь процедура оказалась еще проще. Ошвартовались к специальному причалу, передали неторопливому финну документы и паспорта, которые получили через некоторое время уже со штампами. Как и на нашей границе, никто на борт яхты не поднимался, не осматривал, финны даже перекличку не устраивали. Вот и вся граница. Ни очереди, ни досмотра.

Наконец, мы в последнем, самом большом шлюзе. По футштоку на его стенке отчетливо видно, что мы будем подниматься до высоты около 77 метров от уровня моря.

Ворота закрываются…

Шлюз наполняется…

Вода поднимается…

И вот мы на высоте 77 метров над уровнем моря.

Вообще, мне понравилось здесь ходить. Где еще специально для тебя будут разводить мосты и открывать ворота?! Говорят, что все сооружения канала – 8 шлюзов, 7 разводных мостов управляются одним оператором из такой вот будки:

При подготовке к этому походу я не смог познакомиться с сигналами, принятыми в Сайменском канале, поэтому значение сигналов светофоров приходилось угадывать. Например, зеленый, с мигающим синим, судя по всему, означает, что сейчас будет разведен мост и вы сможете войти в шлюз.

Уже после возвращения из похода, проштудировав сайты, я наткнулся на информацию, касающуюся правил прохождения Сайменским каналом. На сайте Транспортного агентства Финляндии размещен документ «Руководство для плавания маломерных судов по Сайменскому каналу»
Где, в частности указано, что для прогулочных судов проход по Сайменскому каналу бесплатный. По ссылкам на странице сайта можно скачать бланки необходимых документов для таможенного оформления и прохождения границы, а сама процедура описана в Руководстве.

Все шлюзы канала позади, и мы в лучах заходящего солнца следуем по Сайме в Лаппеенранту.

Проходим мимо местного целлюлозо-бумажного комбината, источника плавучих бревен, которые можно получить в борт, если зазеваешься.

Любуемся окружающими красотами.

И уже в сумерках швартуемся к причалу. Наш поход закончен. Всего нам понадобилось около 12 часов. Можно было и быстрее, но перед одним из шлюзов пришлось простоять около часа, пока ремонтная бригада устраняла неисправность системы электропитания разводного моста.

Итак, за двое суток в общей сложности пройдено 133 морские мили, в том числе 36 по внутренним водным путям по Сайменскому каналу.

Что ж, неплохо заканчивается навигация 2015!

published on mirputeshestvij.ru according to the materials cameralabs.org