Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз — выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках — совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте, а 24 февраля считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана — гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий — покровитель скота. Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти — "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли — Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей — от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный — Спаса Преображения, придельные — священномученика Власия и Казанской иконы.

published on mirputeshestvij.ru according to the materialsgalik-123.livejournal.com