Альбрехт Дюрер. Меланхолия-I, 1514

Альбрехт Дюрер (1471-1528) был третьим ребенком в семье известного нюрнбергского ювелира Альбрехта Дюрера Старшего. После окончания латинской школы в 1484 году тринадцатилетний мальчик работал в мастерской отца в качестве подмастерья, где приобрёл первые художественные навыки. В эти годы появились его первые рисунки и возникло непреодолимое желание стать живописцем. С большим сожалением Дюрер Старший отпустил Альбрехта на три года в обучение к Михаэлю Вольгемуту — самому знаменитому нюрнбергскому живописцу, иллюстратору и гравёру. В мастерской Вольгемута Альбрехт не только изучал живопись, но и узнал все особенности техники гравюры на дереве.

"Меланхолия" — самая загадочная из цикла "Мастерских гравюр" и одна из любимых работ самого Дюрера. Сейчас под этим термином понимается тоскливое настроение, угнетённое состояние души. А что имел ввиду Дюрер?
Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к земным делам, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Крылатая женщина на гравюре — муза художника, сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента.
Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра I, начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью "Меланхолия". Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского "Об оккультной философии". В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. На первой из них находятся люди, обладающие богатым воображением — художники и ремесленники, на второй ступени — те, у кого преобладает рассудок, ученые и государственные мужи, третью ступень занимают те, у кого преобладает интуиция, позволяющая им постигать сокровенные истины, из их среды выходят теологи и пророки. В соответствии с такой классификацией, "Меланхолия" Дюрера с её атрибутами должна быть отнесена к первой ступени ремёсел и искусств. Возможно, что цифра I является обозначением этой ступени.
Гравюра "Меланхолия" — ключ к разгадке общего смысла "Мастерских гравюр": все они содержат рассказ художника о себе. Гравюра "Рыцарь, смерть и дьявол" говорит о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь. На гравюре облачённый в доспехи христианский рыцарь на коне в сопровождении Дьявола со свиным рылом и Смерти. Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий. Дьявол следует по пятам, готовый воспользоваться каждой ошибкой. Но рыцарь демонстрирует абсолютное презрение к опасности и сомнениям, а верный пес сопровождает своего хозяина.

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол, 1513

На гравюре "Святой Иероним в келье" за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии. В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме, где в течение многих лет переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Таким образом, Дюрер на данной гравюре изобразил святого не как подвижника , но как учёного, полностью погружённого в работу. Иероним сидит за столом в комнате, из окон льется яркий свет. Наличие в келье таких предметов как череп, песочные часы, книги, колбы и сосуды, стоящие на полках, говорят о том, что перед нами мастерская алхимика. Средневековый алхимик был кабинетным ученым и философом, нередко священником, его целью было создать некую субстанцию, именуемую Философским Камнем, которая обладала бы свойством превращать металлы в золото и делать людей бессмертными. Собака — один из символов меланхолического темперамента, изображено на всех трёх гравюрах цикла.

Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье,1514

Три резцовые гравюры на меди под названием "Мастерские гравюры" не составляют серию, но между ними существует связь, поскольку в них сконцентрированы все основные мировоззренческие представления А. Дюрера и его эпохи о духовной жизни человека. Неоднократно возникали попытки объединить эти три гравюры в одну серию. В настоящее время специалисты не поддерживают эту идею, хотя все гравюры, несомненно, имеют общий смысл. "Рыцарь, смерть и дьявол" символизирует активную жизненную позицию, "Святой Иероним в келье" олицетворяет гармонию и самозабвенное посвящение науке, "Меланхолия" — творческие дерзания в попытке познать тайны природы.
Рассказ Паолы Волковой о шедевре эпохи Ренессанса — гравюре «Меланхолия».

published on mirputeshestvij.ru according to the materialsgalik-123.livejournal.com