Б.Ф. Рыбченков.Театральная площадь, 1936. Холст, масло. Собственность автора. Москва

На рубеже XIX-XX веков в русской архитектуре промелькнул стиль модерн. Однако когда новые здания появились на улицах Москвы, никакого особого ликования рождение нового стиля, по-видимому, не вызвало. После долгих поисков, обнаружилось, что русские художники начала XX века не очень-то стремились изображать сооружения с признаками нового стиля. Только к концу XX века модерн обрел статус общественно признанного большого стиля в архитектуре, и вообще, в искусстве

Последний поэт Серебряного века Валерий Яковлевич Брюсов одним из первых русских поэтов обратился к городской теме. Вся жизнь Брюсова неразрывно связана с Москвой. В переулках между Цветным бульваром и Сретенкой прошли детские и юношеские годы жизни будущего поэта. Все пятьдесят с небольшим лет поэт прожил в Москве.
В редакцию "Весов", которая располагалась в здании гостиницы "Метрополь" на Театральной площади, поэт приходил обычно пешком. На вопрос, почему он не нанимает извозчика, Валерий Яковлевич неизменно отвечал: "Такая прогулка по оживленным московским улицам мне необходима. Когда я иду в редакцию, почти всегда сочиняю стихи".
Брюсов помнил Москву начала 80-х годов ХIХ века, знал город времени мировой войны и жил в нём после революции. Москва, меняющая свой облик, и каждый раз вызывающая тихую грусть у тех, кто еще помнит, как выглядели старые московские улочки и дома, описана в стихотворении 1909 года "Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной…"

Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними — рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…
                                    Валерий Брюсов,1909 год

Несколько слов о художнике, на картине которого видим Метрополь, но уже 40-х годов XX века. Борис Фёдорович Рыбченков (1899-1994)  — живописей, график. Автор пейзажей, тематических полотен, иллюстраций. Учился в Киевском художественном училище (1915-1918), Академии художеств в Петрограде (1920) у Н.И. Альтмана, во Вхутемасе в Москве (1921-1925) у Л.С. Поповой, А.Д. Древина, А.В. Шевченко. Был членом художников РОСТ (1928-1929) и группы 13 (1923-1932). Заслуженный художник Российской Федерации. Много путешествовал по Советскому Союзу, работал в Узбекистане. Основной темой творчества является городской пейзаж. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ.

published on mirputeshestvij.ru according to the materialsgalik-123.livejournal.com