Если посмотреть на дома нечётной стороны Вспольного переулка, то можно увидить приметы московской городской застройки рубежа XIX — XX веков. Впечатление портят только мелочи в виде кондиционеров и уличных указателей. Все дома на заглавном фото являются памятниками архитектуры. Если вдоль тротуара не стоит цепочка машин, то можно представить себе старую Москву.

1. В 80-х годах прошлого века этот участок переулка выглядел почти так же, только на фотографии виден ещё дом № 1, о котором я уже рассказала.

2. Дом № 3 — особняк А.В. Эджубова, построен в 1889 году архитектором Романом Ивановичем Клейном (1858-1924). Одной из главных его работ стало строительство музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) в Москве (1896-1912). Открыв в 1988 году частную практику, он превратил ее фактически в школу, через которую прошли многие талантливые архитекторы, такие как А.Я. Головин, И. И. Рерберг, В. Г. Шухов и другие. Среди работ Клейна и Средние торговые ряды на Красной площади, и здание универсального магазина "Мюр и Мерилиз" (сейчас Центральный универмаг). По проектам Клейна построено большое количество частных особняков, две школы (о доме на Красной пресне.)
Стиль его архитектуры — модернизированная классика. В этом очень скромном одноэтажном особняке узнаются черты его эклектичного стиля.

3. Если взглянуть в другую сторону, то цепочка домов №№ 1, 3, 5 так же не портит впечатления о старой Москве. Все эти дома являются объектами культурного наследия и к настоящему времени отреставрированы.

4. Особняк  (дом № 5, строение 1) входит в городскую усадьбу с главным домом и флигелем. Этот дом несколько раз перестраивался — в 1859, 1893, 1901 годах (гражданский инженер Н. В. Султанов, архитектор И. Г. Кондратенко). После реставрации выглядит вполне представительно.

5. Иван Гаврилович Кондратенко (1856-1916) — один из наиболее востребованных московских архитекторов конца XIX — начала ХХ веков, автор свыше 50 проектов в Москве. В период с 1888 по 1893 годы Кондратенко состоял при Строительном отделении Московского Губернского правления сверхштатным сотрудником. В его работах на начальном этапе в декоре строений использовались рельефная кладка и фигурный кирпич.

6.

7. Оригинальный флигель был построен в 1883 году по проекту архитектора И. Ф. Червенко. Интересно, что Червенко служил инженером на Московской железной дороге и только в возрасте 36 лет он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества и получил специальность архитектора.

8.

9. На фото 80-х годов флигель выглядел довольно скромно, только непонятно, каким он был изначально.

10.

11.

12. Вид на флигель со двора.

published on mirputeshestvij.ru according to the materialsgalik-123.livejournal.com