Стремление возвести храм как можно более грандиозный двигало людьми испокон веков. Свидетельством тому – такие великие произведения зодчих Средневековья, как Линкольнский или Ульмский соборы. Санта-Мария-дель-Фьоре – главный, выдающийся во всех отношениях храм Флоренции, который ни в чем не уступает самым великим соборам мира, а в момент своего приблизительного завершения в XVI веке он так и вовсе был самым большим в Европе.

Решение о закладке собора на месте прежнего, обветшавшего за девять предыдущих веков, приняли в 1289 году. Строили долго, не в пример возведенного англичанами примерно в то же время в рекордные для Средневековья 38 лет Солсберийского собора, основной его части. Заложив первый камень в фундамент 9 сентября 1296 года, привели собор к его нынешнему виду только в 1887 году. За шесть веков долгостроя сменилось, по крайней мере, шесть архитекторов, а главная трудность возникла примерно в середине стройки, в 1380 году, когда стены были подведены под строительство шестигранного купола – никто не знал, как его возвести. Старые, готико-романского периода, методы, в данном случае не работали – требовалось сооружение монументальное, величественное, возведенное с применением совсем иных, чем прежде, технологий.

Архитектор Филиппо Брунеллески с его новаторским подходом произвел настоящий переворот в развитии зодчества, его возведенный без лесов кирпичный купол словно бы воспарил над Флоренцией, не только возвестив о появлении поистине грандиозного собора с самым большим кирпичным куполом в мире, но и став своего рода переходным рубежом к эпохе Раннего Возрождения.

Окончательно Дуомо был достроен только к 1887 году, когда был снесен и заново отстроен фасад храма. И сегодня великолепный Санта-Мария-дель-Фьоре – главная гордость Флоренции и всей Тосканы, настоящая жемчужина среди сокровищ ЮНЕСКО.